г. Орел, ул. Ковальская, д. 5

8 (4862) 22-33-44

8 (4862) 77-88-99

Вход Регистрация

 

г. Орел, ул Московская, 78

8 (4862) 55-00-45

8 (4862) 71-73-62

Предложить новость

«Статистика несоответствий»

Многочисленные обращения избирателей — вот что стало поводом для этого интервью. Депутат Орловского городского Совета, председатель регионального отделения «Всероссийского женского союза — Надежда России» Марина Франко обозначила три проблемы, которые в последнее время так или иначе проявляются в общении депутатов с жителями города.

Доступная среда

— Казалось бы, эта тема должна уже прийти к своему логическому завершению, — говорит Марина Франко, — ведь программа, стартовавшая в 2011 году, должна быть реализована в 2025. Можно было бы подводить итоги! Однако…

На апрельской сессии горсовета мною было внесено предложение рассмотреть возможность включения инвалидов в состав комиссий, принимающих готовые объекты по программе «Доступная среда». Среди людей с ограниченными возможностями такая заинтересованность есть. Есть активные граждане, которые, несмотря на свою инвалидность, готовы включиться в процесс. И думаю, это было бы полезно, потому что те, кто эту самую среду создает, видимо, не всегда в полной мере осознают, для кого они это делают.

По идее, для людей с ограниченными возможностями доступной должна быть вся городская среда — от жилого дома до общественного транспорта, от магазина до любого учреждения культуры или досуга. Везде инвалид должен чувствовать себя комфортно, свободно. Нигде не должно быть для него препятствий. Но на сегодняшний день более-менее доступная среда для инвалидов обеспечена лишь в крупных торговых центрах, сетевых магазинах и учреждениях здравоохранения.

Инвалид сегодня может, например, найти кнопку вызова у дверей музея и нажать ее. Но вышедшие ему навстречу сотрудники ничем не смогут ему помочь. Разве что на руках занести гостя в музей. Зачастую бывает так, что элементы доступной среды вроде бы и есть, но они не функциональны. Самый массовый пример — слишком крутые пандусы, двигаться по которым инвалид-колясочник без посторонней помощи не может. А между тем идеология программы подразумевает «доступность» как возможность именно самостоятельного передвижения инвалидов по городу. Про общественный транспорт я уже не говорю. В Орле он и для здоровых людей порой трудно доступен.

Что говорить о доступности городской инфраструктуры, если зачастую человек с ограниченными возможностями просто-напросто не может выбраться из своей квартиры без посторонней помощи. Прежде всего, это касается наших пятиэтажек старой застройки.

При сдаче в эксплуатацию новых домов тоже не все учитывается с точки зрения обеспечения доступности среды. Те же крутые пандусы, или ширина пандусной колеи, порог на входной двери, который не может преодолеть инвалидная коляска, отсутствие бесконтактных дистанционных кодовых замков.

Для здорового человека, можете быть, все это мелочи, а для людей с ограниченными возможностями — лишнее препятствие на пути к полноценной жизни. Поэтому считаю крайне важным участие инвалидов в приемочных комиссиях, которые контролируют реализацию программы «Доступная среда».

— А статистика несоответствий того, что есть, тому, как должно быть — имеется?

— Нет. Есть официальная отчетность, согласно которой в Орле все хорошо. Но эта статистика явно не сходится со свидетельствами живых людей, которые каждый день сталкиваются с проблемами доступности, а точнее — недоступности городской среды в Орле.

Льготное обеспечение лекарствами

— Для льготников из так называемого федерального списка государство выделяет по 929, 8 руб. на человека в год. Это так сказать уровень заботы федерального центра о наших больных, страдающих тяжелыми хроническим недугами. Все на основании постановления правительства РФ от 8 июня 2021 года №869. Фактически же, как свидетельствуют сами люди, лекарственное обеспечение им обходится в 5—7 тысяч рублей в месяц. Как правило, это деньги из собственного кошелька — если не самого больного, то его родственников.

Рецепты на получение бесплатных лекарств врачи выдают, а вот в аптеках препараты получить очень трудно. Федеральные средства, выделенные на обеспечение льготными препаратами, заканчиваются уже в первые месяцы года. Дальше — только за наличные из своего кармана. Можно попытаться потребовать свое через суд. И как показывает практика, суды чаще всего принимают решение в пользу истцов. Но что происходит дальше? А дальше все неустойки должен выплачивать уже не федеральный центр, а региональный бюджет! По закону он тоже участвует в льготном обеспечении. Но заложив в бюджет некоторую сумму на определенное количество зарегистрированных льготников, регион не в силах угнаться за рос­том количества таких больных, которые в течение года неизбежно выявляются. И на помощь федерального центра здесь рассчитывать уже не приходится.

«Нестандартные» детские площадки

— В нашем городе назревает еще одна проблема — дети останутся без детских площадок, — продолжает Марина Франко, — потому что в 2013 году были утверждены новые стандарты безопасности. В нашем регионе процесс «приведения в соответствие с новыми стандартами» начался в конце прошлого года. Раньше на это денег не было. Но вот финансирование пошло, и в Орле демонтировано уже более 200 детских площадок. Причем заметьте, не самых ветхих, а просто не соответствующих новым стандартам безопасности.

Управление коммунального хозяйства г. Орла в настоящее время ждет перечисления очередной суммы, чтобы продолжить начатую работу по демонтажу «нестандартных» детских площадок. Может возникнуть ситуация, что наши дети уйдут на летние каникулы и будут вынуждены играть в пыли в пустых дворах.

— И каковы же эти новые требования безопасности?

— Например, детские качели должны висеть обязательно на гибких подвесках. Строго регламентирована ширина пролета межу опорами качелей. Если этот размер не выдержали прежние устроители — все, качели должны быть срезаны. Регламентирован даже угол наклона детских горок. Не допускается никакой другой материал, кроме пластика.

— А дерево? Ведь всегда считалось, что это самый экологически чистый материал.

— На своей, частной территории — пожалуйста, но не на общественных площадках.

— То есть даже если какой-то депутат или щедрый хозяйственник когда-то что-то качественно и крепко построил для детей в том или ином дворе, то теперь все эти блага могут быть ликвидированы, потому что не соответствуют новым стандартам безопасности?

— Именно так. И я уже видела такие площадки — вполне приличные, не аварийные, освоенные детворой, но не «проходящие» не по одному из новых параметров.

— А управление коммунального хозяйства не может просто реконструировать такие детские городки?

— В том то и дело, что нет. Такой механизм не прописан. Только ликвидация.

— А кто должен строить заново и по-новому?

— Опять же — законом не регламентировано. Единственный механизм восстановления детских площадок — через депутатские наказы. Ну, или строительство вместе с новым жилым домом, например. Но меня в данном случае больше волнует судьба существующих «городков». Они есть, и вдруг их не станет.
Причем вот ведь какой нюанс: управление коммунального хозяйства занимается только теми площадками, которые стоят у него на балансе. Если нет — качество и судьба такого детского городка вообще никого не интересует — соответствует ли он стандартам безопасности или не соответствует, можно ли вообще подходить к этим каруселям и качалкам! Вся ответственность в таком случае вроде бы возлагается на управляющие компании. Но понятно, что они и пальцем не пошевелят без лишней копейки. А взять ее можно только с жителей после решения общего собрания собственников.

— А управляющие компании не накажут за то, что они, скажем, не снесли площадку, не соответствующую новым стандартам безопасности?

— Нет. Подобные обязательства возложены только на органы муниципальной власти. УК может быть призвана к ответу, если на площадке случится ЧП. Но, думаю, что и в этом случае возможны варианты: адвокаты постараются, уж будьте уверены.

— И сколько еще площадок предназначено под снос?

— Конкретных цифр в администрации города пока не называют. Все будет зависеть от объемов финансирования. Но есть основания думать, что в ближайшем будущем будет ликвидировано не меньше объектов, чем уже ликвидировано. Проблема усугубляется еще и тем, что в Орловской области нет производства элементов для оснащения детских городков. Ближайший производитель — в Туле. Оплата таких заказов через бюджет — это очень непростая и длительная процедура. Кроме того, законодательное требование сертифицировать новое детское оборудование по безопасности неизбежно приведет к удорожанию новых детских площадок.

Беседовал Андрей Грядунов.

 

Обратная связь